Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Билеты
Выход
Проверка
билетов
FAQ

Лотерея в стихах: средневековые розыгрыши в Брюгге

5 минут

Первая в Европе лотерея появилась в Брюгге в XV веке и стала знаковым событием для экономики города. Ведь деньги, собранные после её проведения, шли на городские нужды. В Средневековье количество поклонников лотереи стремительно росло — люди надеялись выиграть редкие и ценные призы. Кроме того, розыгрыши проводили настолько интересно и зрелищно, что на городских площадях собирались толпы горожан, которым лотерея заменила театральные представления.

Лотереи Средневековья

Сейчас результаты розыгрышей, как правило, узнают в интернете. Но в Средневековье развлечений было немного, и для Брюгге лотерея была важным событием. Участники хотели лично увидеть, как билеты достают из корзины, и услышать, как зачитывают имена победителей.

Сообщали о скором проведении лотереи громогласно. Горожанам об этом объявлял глашатай, часто — под звуки фанфар. Как правило, такие объявления делали на крупных площадях. В Брюгге это была большая Рыночная площадь. Перед этим звонили в колокола, чтобы все обратили внимание на важное сообщение, ведь тогда в тираже примет участие больше людей. А ещё отправляли гонцов в другие города, предлагая участвовать в лотерее иногородним. Гонцы демонстрировали плакаты с изображениями призов, а иногда выставляли и сами призы на всеобщее обозрение.

В городской летописи упоминается, как за 53 дня до проведения одного из лотерейных тиражей, глашатай расхаживал по улицам с большим транспарантом, на котором были изображены призы. За 38 дней до тиража к нему присоединился барабанщик, а за две недели барабанщиков стало двое.

В лотереях разыгрывали серебряные кубки и столовые приборы, сосуды для воды, деньги и должности. Если в лотерее разыгрывалась городская должность, и её выигрывал участник из другого города, он получал выигрыш в денежном эквиваленте.

День перед закрытием продаж билетов приурочивали к какому-нибудь городскому празднику, часто — к карнавалу. Это делали, чтобы приглашать к участию в лотерее всех веселящихся на празднике горожан.

Брюгге готовится к розыгрышу

Розыгрыш призов в Брюгге проводили на площадях перед колокольней, а иногда — перед домом старшины города. Чтобы подготовиться к событию, возводились деревянные помосты, служившие сценой. После проведения розыгрыша помосты разбирали.

Со временем розыгрыши проводили всё чаще, и помосты заменили постоянной каменной сценой. Однажды, во время строительства такой сцены, организаторы лотереи вызвали недовольство у хозяина дома, расположенного неподалёку. Они компенсировали ему неудобства, вручив лотерейные билеты.

Лотерейные билеты в Брюгге стоили недорого, купить их мог любой горожанин. Имя каждого участника записывали на отдельной бумажке, а если он брал сразу несколько билетов, в корзину добавляли несколько бумажек с его именем. Потом корзину накрывали тканью и рядом ставили ещё одну — в неё помещали такое же количество записок с указанием призов или с их отсутствием. Если приз не полагался, на бумажке писали niet, что означало «ничего».

Корзины ставили на подиум. Ведущий на сцене закатывал рукава, демонстрируя, что он ничего там не прячет, а затем вслепую вынимал по записке из каждой корзины. Бумажки передавали глашатаю, который называл имя и читал записку из призовой корзины. Гарантами того, что розыгрыш проходит честно, были официальные наблюдатели. Они находились рядом с глашатаями и с тем, кто доставал билеты из корзины.

В роли таких наблюдателей выступали самые уважаемые люди города — рыцари, адмиралы — все, кто пользовался у горожан авторитетом. Если участник не выигрывал приз, глашатай выкрикивал: «Нит!». Если же выигрывал по-крупному, трубили в трубу или звонили в колокола. Чтобы зафиксировать ход розыгрыша, билеты развешивали на длинной верёвке.

Что такое лотерейные прозы

Лотерейные розыгрыши могли длиться сутками, и на первый план выходила их зрелищность. Организаторы лотерей соревновались друг с другом, создавая всё более оригинальные концепции. И вскоре придумали: участникам предложили писать на бумажках не просто имя, а ещё и сочинять небольшой стишок. Такие стишки были названы prosen, что означало «прозы».

Первый тираж с прозами был проведён в Брюгге в XV веке, а к концу XVI века записки с прозами стали оставлять на 90% лотерейных билетов. Так как прозы писали участники лотерей, большинство которых были из числа простых людей, они содержали всего две зарифмованные строчки. И в них, как правило, рассказывалось о надежде на крупный выигрыш:

Корнелис Зегерс, проживающий по Лиссевеге, очень хотел бы выиграть самый большой приз.

Отец детей: если выиграет, то не сдержится.

Старая вдова с двумя юными дочерьми, которым приходится работать в прачечной, главный приз был бы им очень кстати.

Со временем участники розыгрышей стали подшучивать над глашатаями и самими организаторами лотерей. Понимая, что если им не повезёт и глашатай выкрикнет «Нит!», они стали учитывать это в своих стихах. А будучи уверенными в том, что стишок в любом случае зачитают, писали не просто смешные, но и язвительные прозы. Зрители на площади от души смеялись, слушая, как сконфуженный глашатай зачитывал подобный стих:

Лотерейщик, бросай тянуть билеты и беги скорей домой: священник из церкви лежит в твоей постели с твоей женой.

И глашатай в конце выкрикивал — «Нит!». Такие стишки удостаивались не только смеха, но и аплодисментов, пока в 1555 году не выпустили специальные правила, в которых запрещалось обидно шутить над теми, кто проводит тираж или объявляет его результаты. В итоге участники лотерей стали вести себя сдержаннее, а сами розыгрыши начали походить на литературные фестивали.

Искусство розыгрыша и поэзия лотереи

Чтобы выдержать растущую конкуренцию и привлечь горожан именно к своей лотерее, организаторы обращались за помощью к риторам — средневековым мастерам слова. Со временем глашатаев заменили на актёров, а ещё за помощью обращались к средневековым режиссёрам. Их просили добавить лотерейным розыгрышам драматизма, чтобы сделать их более запоминающимися.

В 1574 году была запланирована лотерея в честь церкви Св. Иакова, расположенной в городе Антверпен, и изданы специальные сборники стихов. В них говорилось о лотерее и том, что она учреждается в помощь храму. Сборник имел успех у горожан — книги хорошо покупали.

А в 1596 году было решено провести лотерею в пользу приюта для бедных в городке Лейден. В подготовке к событию приняло участие 9 риторских палат, целью которых стало привлечь в город как можно больше зрителей, чтобы потом продать им билеты.

Для этого даже написали особую пьесу про лотерею. В ней рассказали о людях, от которых отвернулась удача. И они продали свой единственный пиджак, чтобы купить лотерейные билеты.

Герои пьесы делились со зрителями своими мыслями и верой в то, что сделали благое дело, ведь в итоге они помогли бедным: «Посему, добрые люди, думайте о бедных и щедро жертвуйте на лотерею из милости. Даже если вы ничего не выиграли, вы всё же помогли беднякам».

Ещё больше о лотерее в Средневековье вы можете узнать из нашей статьи на Медиа «Родом из Брюгге: первая в мире лотерея». И, конечно, не забудьте купить билет на удачу.

Купить билет
Рекомендуем посмотреть
Смотрите также ›