Монополия: кто придумал и кто украл самую популярную бизнес-игру
.webp?_t=1752221011)
«Монополия» десятилетиями учит игроков стратегии, союзам и безжалостной конкуренции в погоне за богатством. Но сама история создания этой культовой игры — настоящий детектив об обмане и присвоении. Оказывается, Чарльз Дэрроу, который, по официальной версии, изобрёл игру на пике Великой депрессии в США, на самом деле всего лишь украл идею. Настоящего автора — писательницу, феминистку и гейм-дизайнера Элизабет Мэги — производитель Parker Brothers намеренно вычеркнул из истории. Расскажем подлинную историю самой популярной бизнес-игры в мире.
Раньше в каждой коробке «Монополии» был буклет с историей создания. Там говорилось, что безработный Чарльз Дэрроу придумал игру в подвале, чтобы развлечь семью. Его близкие в восторге покупали игровую недвижимость, бросая кубик. Легенда гласила, что издатели сначала отвергли игру, но потом Parker Brothers передумали. Успех «Монополии» стал символом американской мечты: человек, пострадавший от кризиса, добился успеха упорством. Проблема в том, что эта история была выдумана Parker Brothers. Настоящую создательницу, Элизабет (Лиззи) Мэги (1866–1948), забыли на десятилетия.
Идея Элизабет Мэги: игра против несправедливости
«Монополии» не появилась бы, если бы Мэги считала капитализм справедливой системой. Дочь аболициониста и издателя, она разделяла взгляды экономиста Генри Джорджа (1839–1897). Его сторонники (джорджисты) считали, что природные ресурсы, включая землю, должны принадлежать всем, а не приносить сверхприбыль владельцам. Чтобы продвигать эти идеи, Мэги создала настольную игру, запатентованную в 1904 году как «The Landlord’s Game» (Землевладелец).
«Это практическая демонстрация нынешней землезахватнической системы со всеми её результатами и последствиями, — писала Элизабет в посвящённой игре статье. — Её вполне можно было бы назвать «Игрой жизни», так как она содержит все элементы успеха и неудачи в реальном мире и её цель та же, что и у человеческого вида в целом, т.е. накопление богатства».
Игра должна была показать несправедливость системы и объяснить теорию единого налога Джорджа: заменить все налоги одним — на земельную ренту, освободив от налогов трудящихся.
Оригинальная «Монополия»
Удивительно, но «Землевладелец» был очень похож на «Монополию». Игроки с начальным капиталом $500 покупали недвижимость за игровые деньги, бросали кубик и двигались по кругу (в отличие от линейных игр того времени).
Квадратное поле делилось на сегменты собственности и общественные зоны. Два сегмента «Не ходить! Отправляйся в тюрьму!» (символизировавшие иностранное владение землей) отправляли игрока в «Тюрьму». Выход стоил $50 или требовал дубля на кубиках. На «Старте» была надпись «Труд на матери-земле приносит заработную плату»: за полный круг давали $100. Были и железные дороги, и клетки с товарами первой необходимости.
Ключевое отличие — два набора правил:
- «Антимонопольный» (по Джорджу): Игроки могли проголосовать за создание объединения. Аренда за незастроенную землю шла в общий банк, а не владельцу. Прирост казны на $50 заставлял продавать часть собственности в общественное владение, увеличивая зарплату всех. Игра заканчивалась, когда беднейший игрок удваивал капитал.
- «Монопольный»: Схож с современным. Сбор одинаковых объектов резко увеличивал доход. Побеждал тот, кто создавал монополии и разорял других. Именно эту версию скопировал Чарльз Дэрроу.
Народная игра: от «Землевладельца» к «Монополии»
Через пару лет после патента «Землевладелец» вышел в Economic Game Company (соучредитель — Мэги). Игра стала популярна среди левых интеллектуалов, квакеров, джорджистов и студентов. Она отражала дух времени — быстрого обогащения и краха.
Игроки часто создавали свои доски, локализуя улицы (оригинал — Нью-Йорк). Появились картонные дома, повышавшие аренду. К 1921 году самодельные версии стали называть «Монополией». Правила менялись: многие отказались от варианта с единым налогом, добавили аукционы.
Игра попала к квакеру Рут Хоскинс в Атлантик-Сити. Она сделала доску с местными улицами. Другой квакер, Джесси Райфорд, предложил вернуть фиксированные цены вместо аукционов (причины спорны: то ли из-за религиозных запретов, то ли из-за шума торгов).
Кража Дэрроу
В начале 1930-х знакомые Райфордов привезли игру в Филадельфию. В 1933 году они играли с безработным продавцом обогревателей Чарльзом Дэрроу и его женой. Игра впечатлила Дэрроу, и он попросил правила у одного из игроков, Чарльза Тодда. Тот удивился, но написал.
Дэрроу дома создал свою версию: нарисовал поле на клеенке, семья добавила карточки «Шанс» и «Общественная казна», сохранив ошибки Тодда. В 1933 году он запатентовал «Монополию» как свое изобретение, наладил производство и продавал по $4. После той игры семьи больше не общались.
Рост спроса заставил Дэрроу в 1934 году обратиться к Parker Brothers. Те отказали: «Слишком сложно, долго». Но позже, видя популярность, выкупили права.
Сговор Parker Brothers
В марте 1935 Parker Brothers купили игру у Дэрроу. В апреле узнали об истинном авторе. Компания, стоявшая на грани банкротства, не могла упустить спасение. В 1935 «Монополия» стала бестселлером. Чтобы защитить права, Parker Brothers заставили Дэрроу поклясться, что он изобретатель, и использовали выдуманную историю для рекламы.
Мэги, узнав о краже, публично заявила о своих правах, напоминая, что создала игру для обучения. Parker Brothers предложили ей $500 (около $10 тыс. сегодня) за права без роялти. Мэги согласилась, не поняв подвоха. Компания не афишировала её авторство: им не выгодно было раскрывать, что игра десятилетиями была в общем доступе.
Кто получил славу и богатство
Элизабет Мэги получила лишь $500. Чарльз Дэрроу в первый же год стал миллионером — первым в истории гейм-дизайнером. В 1941 году копирайт Мэги истек, и Parker Brothers перестали её упоминать. Они выкупили права на похожие игры, стерев Мэги из истории. В её некрологе 1948 года игра не упомянута.
Легенду Дэрроу компания поддерживала. Лишь в 1973 году Ральф Анспах (создатель «Антимонополии», судившийся с Parker Brothers) расследовал историю и восстановил авторство Мэги в суде. Однако Parker Brothers (позже Hasbro) официально придерживаются версии о создании в 1935 году.
Современный дизайн «Монополии» далёк от оригинала Мэги. Но элементы, добавленные Дэрроу, сохранились: чёрные локомотивы, автомобиль на «Парковке», красная стрелка «Вперёд», кран («Водопровод»), лампочка («Электростанция»), вопросительные знаки («Шанс»).
В игре, как и в жизни, исход зависит от множества факторов, и удача — один из ключевых. Чарльзу Дэрроу когда-то невероятно повезло оказаться в нужное время в нужном месте. Участникам «Столото» же достаточно просто испытать счастливый шанс. Хотите проверить свою удачу по-крупному? Переходите на сайт или в мобильное приложение «Столото», покупайте билеты и выигрывайте!