«Он безгранично верил в каждого»: интервью с лауреатом гранта «Русского лото» в память Михаила Борисова
Год назад не стало Михаила Борисова заслуженного деятеля искусств, талантливого педагога и легендарного ведущего лотереи «Русское лото». На протяжении почти 26 лет Михаил Борисович каждые выходные выходил в эфир, чтобы подарить миллионам телезрителей хорошее настроение и веру в удачу.
За всё время Михаил Борисов провел более 1 300 тиражей. И на вопрос, как бы он распорядился крупным выигрышем в лотерею, отвечал: «У меня в институте очень много способных студентов. Я бы оплатил их образование».
В память о великом артисте и замечательном педагоге «Столото» учредило именную стипендию и гранты студентам Театрального института имени Бориса Щукина, где Михаил Борисович долгие годы трудился заведующим кафедрой режиссуры. На днях стали известны имена первых лауреатов.
Именную стипендию в 2021 году получили студент 4-го курса Роман Белов и студенты 3-го курса Игорь Золотарев и Антон Куратов. Первый грант на постановку присудили Казначеевой Марии выпускнице Театрального института имени Бориса Щукина и ученице Михаила Борисова. Мы пообщались с Марией, которая поделилась своими воспоминаниями о любимом педагоге и наставнике.
Вы были ученицей Михаила Борисова и, как мы знаем, близко общались.
Да, с Михаилом Борисовичем я была знакома с 2001 года. В 2005 году закончила актёрский курс Михаила Борисова, потом магистратуру. В этом году я защитилась с дипломным спектаклем, а последние 4 года помогала ему с азербайджанской студией. Была, можно сказать, правой рукой. И да, мы дружили, конечно.
Каким вы его помните?
Он был прекрасным и заботливым человеком. Но, наверное, его главным качеством было то, что он очень верил в своих учеников. Эту веру он вселял в людей, и всё получалось сразу. Он безгранично верил в каждого. Он какие-то зернышки посадил, а сейчас они уже произрастают. И теперь мы должны уже сами нести эту ответственность, без него. Пора существовать уже самим.
Лучший совет, который вам дал Михаил Борисов?
Во-первых, что бы ни было, не теряйте веры в себя. А ещё он всегда говорил, что отдых это просто смена деятельности. Он очень много работал. Он был завкафедры в Щукинском училище, завкафедры в ГИТИСе, вёл «Русское лото», был членом жюри фестивалей. Он был очень занятым человеком. Иногда я видела, что у него давление, и он плохо себя чувствует, говорила: «Михаил Борисович, может быть, вы домой поедете?». Он отвечал: «Нет-нет-нет, ты что. Надо работать-работать-работать». Даже в пандемию он вёл режиссерский факультет. На дистанционных занятиях мы разбирали Гамлета. У него был третий режиссёрский курс. Два выпуска на актерской кафедре нашего института, много на режиссёрском и в ГИТИСе на факультете эстрады.
Он ни на секунду не останавливался, совсем не мог без работы. Говорил, что не надо останавливаться, потому что сразу здоровье летит, руки опускаются. Что надо быть всё время в работе, в деле. Отдых это смена деятельности вот это его любимая фраза. И не терять веры в себя.
Как он относился к своим ученикам?
На курсе он был нам как папа. Очень трогательный был всегда. У него было два выпуска на актерской кафедре нашего института мы и азербайджанская студия, которая выпустилась в прошлом году, много на режиссёрском и в ГИТИСе на факультете эстрады. Он всегда всеми учениками интересовался, как у кого сложилась судьба. Ходил ко всем на спектакли, старался поддерживать. У нас был день курса, мы всегда собирались 10 июля, и он со всеми встречался. Для него это очень дорого было судьбы людей, которых он взял в профессию. Он дал им шанс и всегда, как папа, отслеживал, пытался заботиться, помогать всем. Широкой души был человек. Он был порядочный, надёжный, всем помогал. Но главное, он как-то верил во всех. Поэтому очень его не хватает, очень.
И я ему очень благодарна, что он дал мне такой шанс, я поступила в Щукинское училище благодаря ему, но как-то не ценила всё это. Воспринимала, как должное, что ли. А когда его не стало, очень сильно теперь ощущается, что нет такого человека. Потому что даже в каких-то жизненных кризисных ситуациях, он мне звонил и спрашивал, что и как, заботился. Он всегда помогал, и я знаю, что не только одной мне. Я много таких историй слышала от его студентов и выпускников. Он старался поддерживать связь со всеми.
Какую тему вы выбрали для дипломной работы?
Спектаклем я защищалась в театре Романа Виктюка, где 16 лет работаю актрисой. Начинала репетировать при Виктюке, затем брала академотпуск. Из-за пандемии театры были закрыты. Спектакль был сыгран по сказке писателя Оскара Уайльда «Кентервильское привидение». Условием Михаила Борисовича было, чтобы студенты защищались в театре.
Какую мысль отразили в постановке?
Спектакль о том, что любовь бессмертна. Кентервильскому привидению помогает перейти в инфернальный мир девочка. Она освобождает его от заклятья, пожалев и полюбив.
Он освобождается и уходит в другое пространство. Я думаю, что эта постановка каким-то образом совпала с тем, что происходило вовне: в сентябре не стало Михаила Борисовича, а ноябре 2020 года ковид забрал талантливого режиссера и народного артиста Романа Григорьевича Виктюка.
Я защищалась спустя год после всех этих событий, при новом руководителе театра Денисе Азарове и заведующем кафедрой режиссуры Театрального института имени Бориса Щукина Андрее Юрьевиче Левицком. И несмотря на то, что материал для постановки был отобран задолго до этих событий, они каким-то образом совпали. Из-за пандемии репетиции спектакля приостанавливались, в результате чего на защиту мы вышли только сейчас.
Почему выбрали именно этот спектакль?
Мне понравилась идея сказки. Она о столкновении двух поколений. Приезжают американцы покупать старинный английский замок. Им говорят, что в замке живёт приведение, но они все равно его покупают.
Речь о тех традициях, которые они не хотят принимать и соблюдать, пытаются подавить приведение. Девочка же, напротив, сумела всех примирить и научить жить вместе, а приведение освободила.
Этот спектакль о столкновении двух поколений. Через образы действующих героев выявлен этот конфликт. Современное потребительское общество не всегда соблюдает общепринятые традиции, поэтому тематика очень актуальна и перекликается с тем, что сейчас происходит у нас в России и во всем мире в целом.
Что вы почувствовали, когда узнали, что выиграли грант?
Это был большой сюрприз для меня! Я испытала легкий шок и радость. Мне было безумно приятно. Видимо, это судьба, что моя защита перенеслась и спектакль удалось поставить лишь год спустя, но как раз тогда, когда этот грант появился.
Пожелаете что-нибудь напоследок?
Очень здорово, что вы такое придумали! Я знаю, что учреждение подобных грантов брендом «Столото» не впервые. Надеюсь, традиция положена и будет соблюдаться в дальнейшем. Я знаю, что есть студенты, которым назначили стипендии имени Михаила Борисовича. Ведь сам Михаил Борисович столько лет проработал в компании и, насколько мне известно, был не просто ведущим, но и соавтором, художественным руководителем передачи с розыгрышами «Русское лото». Это так здорово, что теперь у студентов существует такая поддержка, потому что стипендии небольшие, а средства нужны и на костюмы, и на декорации, на оплату цехам, которые эти декорации устанавливают и много ещё на что. Все этим мероприятия очень затратны, но как правило, студентам приходится за всё платить самим. Именно поэтому эти стипендии и гранты для нас очень большая помощь и поддержка нашего дела!
Доброта Михаила Борисовича сейчас продолжает выражаться в поддержке через ваши гранты, и это прекрасно. Я чувствую, таким образом Михаил Борисович продолжает нам помогать и заботится о нас.