Вдохновение времени: дизайн лотерейных плакатов в СССР

Факты
6 сен 2021
3 минуты
42
0
0
Превью

Лотерейные плакаты СССР имеют особую энергетику. В них раскрываются идеалы и ценности советского времени, они призывают к сплоченности, достижению целей. До сих пор советские плакаты пользуются немалой популярностью — их печатают и продают, скачивают электронные версии, создают на их основе рекламу и просто пересылают друг другу в мессенджерах. Мы провели исследование и выяснили, в чём кроется секрет популярности этих плакатов.

Идея лотерейного плаката

Большинство дизайнеров СССР знали только в их профессиональной среде, часть из них — так и остались неизвестны. Да и слова такого — «дизайн» — в советское время не было.

По мере исторического развития страны в дизайне менялся креатив, стиль, художественные нюансы и акценты. Несмотря на это, советские лотерейные плакаты отражали период лотерейного бума, денежно-вещевых лотерей и традиции соцреализма. Они всегда сообщали людям о важных событиях из мира лотерей, оставаясь при этом инструментом пропаганды.

Художники не просто создавали плакаты — они творили настоящее искусство, несмотря на присущую тому времени жёсткую цензуру и призывали участвовать в общем благом деле.

Так, лозунг третьей денежно-вещевой лотереи гласит: «Участием вы помогаете фронту!», а плакат военного займа уверяет: «Ваше участие в займе даст новые силы нашим доблестным войскам».

Текст лотерейных плакатов призывал читателей сплотиться для решения социально-значимых проблем. Например, первая в мире книжная лотерея утверждает: «Книга — меткий удар по пьянству!»

Ещё один пример плаката, Всероссийская книжная лотерея «Книга вместо водки».

В её организации участвовало Государственное издательство совместно со Всероссийским обществом борьбы с алкоголизмом. Текст на плакате лотереи призывал купить лотерейный билет за 30 копеек. После на сумму выигрыша можно было получить любую книгу, а доплатив — более дорогое издание.

Лозунги советских лотерейных плакатов до сих кажутся строгими, звучащими мощно и убедительно. При этом советские лотерейные плакаты остаются произведениями культурного наследия своего времени.

Шрифт в советском плакате

Оригиналы всех советских плакатов, в том числе и лотерейных, рисовали гуашью при помощи перьев и кистей. Шрифты были особой изюминкой и отражали дух того времени.

Особый шрифт от руки, или леттеринг, делал надписи на плакатах уникальными. Им придавались разные стили, создавались уникальные наклоны. Появлялись новые, ни на что не похожие текстовые шрифты, которые также рисовались вручную, потому что специальных приборов для их создания в советском союзе не было.

Выполнение таких задач требовало от художников настоящего мастерства. Буквы должны были красиво смотреться, а их пропорции ни в коем случае нельзя было искажать, чтобы не портить читабельность.

Иногда текст располагался беспорядочно: по диагонали или вертикально. Мог стать составной частью образа человека или предмета, но при этом всё равно выглядел гармонично.

Так, доходчив и прямолинеен текст на плакате известного советского художника-графика Михаила Алексеевича Буланова — «Мотоцикл за 50 коп. в лотерее Автодор». Надпись на плакате сделана нарочито грубовато и просто. А буквы — чёткие и яркие с обводкой, чтобы текст читался легко даже издалека. Читабельность вообще легла в основу хорошего дизайна советского плаката.

И несмотря на то, что сегодня многие считают обводку моветоном, с декоративным крупным шрифтом она хорошо смотрится и привлекает внимание.

Художники СССР выполняли подписи насыщенными цветами так, чтобы они были заметнее и при этом лаконично смотрелись. До сих пор плакаты советского времени служат источником вдохновения для современных дизайнеров.

Рисунок лотерейного плаката

Самобытная советская графика в большинстве лотерейных плакатов не перестаёт удивлять современников.

Для них характерны несложные и грубоватые рисунки — этой простоты хватает, чтобы выразить главную мысль, не усложнив общее восприятие плаката.

Художники ищут и воплощают в плакатах точные, запоминающиеся образы. Часто они создают их одним цветом, но делают детали или главных персонажей контрастными, привлекая к ним таким образом внимание зрителя.

Положительные и отрицательные герои воплощены в советских плакатах так ярко, что они сразу запоминаются. И если первые — улыбчивы, розовощёки и словно освещены лучами солнца, то вторые напротив, выглядят отталкивающе, немного уродливы и, в большинстве случаев, изображены карикатурно.

Как на плакате «Покупайте билеты лотереи ОСВОД! Крепите мощь Советского флота!», где главный герой имеет приятные сдержанные и мужественные черты лица.

Его образ реалистичен, а военная выправка подчёркивает строгое величие. Его рука приложена к фуражке в жесте воинского приветствия. Лицо — освещено солнцем, взгляд направлен вперёд и немного наверх — герой словно смотрит в будущее.

Напротив, на плакате «Богатое внутреннее содержание» на обсуждение общественности выносится проблема пьянства. Здесь минимум текста, потому что почти вся часть плаката занята изображением главного отрицательного персонажа. Его лицо словно маска с неприятной ухмылкой, а в голове, как в баре на полках, стоят бутылки со спиртным. Плакат выполнен в ярких контрастных цветах и сразу понятно, что такое поведение порицается обществом.

Вообще в цветовой палитре плакатных рисунков часто встречаются яркие цвета и чаще всего — красный. Особенно он популярен в сочетании с черным цветом.

Дело в том, что красный уже в советское время считался самым ярким, броским. Это цвет революции, активный и призывающий к действию — важный элемент агитационных плакатов, мотивирующих людей на труд и боевую готовность. В случае с лотерейными плакатами — красный побуждал людей к покупке билетов в киосках и участию в лотереях.

Годы идут. Со временем на смену лотерейным плакатам пришли новые рекламные инструменты, механизмы и технологии.

Чтобы купить лотерейный билет сегодня — уже не обязательно куда-то идти. Всё можно сделать при помощи двух кликов в интернете.