Лотереи прошлого: Фортуна из Средневековья

Разбор
12 мая 2023
3 минуты
6
0
0
Превью

Первые лотереи вызывали много противоречий. Счастливый случай зачастую воспринимался как нечто противоестественное и провоцировал осуждение консервативных слоёв средневекового общества. Фортуне присвоили образ женщины, под чьё колесо удачи советовали не попадать. Однако шанс выиграть ценные призы всё больше вдохновлял людей, и постепенно отношение к счастливому случаю становилось лучше. А вместе с этим менялось и отношение к лотереям.

Средневековая Фортуна

В Средние века самой популярной игрой была игра в кости. Правила были максимально простыми: игроки бросали кости и тот, у кого выпадало больше очков, выигрывал. Выигравший забирал деньги, которые поставили на кон остальные участники. Кроме того, часто с помощью игры решали спорные вопросы или распределяли задачи между работниками, так как этот метод считался самым справедливым. 

Игра в кости критиковалась жёсткой иерархической структурой общества, в которой заранее предопределяли место каждому человеку. Но игры, основанные на случайности, всё равно были популярны. Они давали возможность ненадолго скинуть навязанные укладом оковы и перераспределить богатство. Бедный от рождения простолюдин мог выиграть ценные вещи у знатного односельчанина. Таким образом, по воле случая происходило перераспределение богатства. И если в играх попроще разыгрывались не очень крупные призы, то выигрыш в лотерею мог превратить обычного человека в настоящего аристократа.

Важность фатума, или судьбы возрастала в средневековой культуре. Олицетворяли его через изображение богини Фортуны с колесом жизни. Вращающееся колесо символизировало непостоянство удачи, капризы судьбы. И в то же время внушало надежды, ведь положение колеса постоянно менялось. У богини были завязаны глаза — это было символом слепого рока, а её лицо изображалось завораживающе строгим. Наряд Фортуны полностью скрывал её тело, а поза выражала властность. Фортуне покорялись все — от простых людей и до королей. Лотерея утешала тех, кто пытался поймать удачу и избежать предначертанной судьбы. 

Судьбоносный шанс 

Несмотря на консерватизм, присущий людям Средневековья, отношение к лотерее становилось более сдержанным и философским. На это во многом повлиял тот факт, что в 1100—1300 годах в Северной и Центральной Италии, а также в Низменных землях торговля вышла на первое место. В корне изменился менталитет людей, ведь деньги и демонстрация благополучия перестали считаться грехом и стали восприниматься как проявление свободы. Преобразился и сам образ Фортуны — её стали изображать без колеса удачи. 

Так, итальянский художник эпохи Возрождения Доссо Досси, живший в 1489—1542 годах, изобразил Фортуну с рогом изобилия в руках. Её поза грациозна и притягательна, а сама Фортуна символизирует успех и благополучие. На картине также изображён новый герой. Напротив Фортуны сидит обнажённый юноша, олицетворяющий счастливый случай — Шанс. Юноша сжимает в руках лотерейные билеты. Это напоминанием о том, что шанс упускать нельзя, потому что он может принести большую прибыль, несмотря на риск остаться без заветного приза.

Со временем изменилось восприятие шанса и счастливого случая участниками лотерей. Шанс стал рассматриваться как товар, его наделили экономической ценностью. Историки считают, лотереи способствовали образованию раннего капиталистического общества, так как являлись частью материалистической культуры, развившейся в богатых торговых городах. Организаторы лотереи были заинтересованы в том, чтобы доход от продажи билетов превышал расходы на лотерею. А так как желание окружить себя дорогими вещами охватило простых людей, то для привлечения большего внимания к розыгрышам в XV веке в качестве призов предлагали серебряные изделия, считавшиеся символами настоящей роскоши. 

Социальная польза и одобрение

Лотереи давали возможность сделать свою жизнь более приятной, а ещё несли социальную пользу — прибыль от проведения розыгрышей использовалась на благо всего населения. К тому времени лотереи проводились даже церквями. К примеру, церковь в Лилле в 1446 году провела благотворительную лотерею. А на вырученные деньги была построена колокольня. 

В 1508 году вице-канцлер Лёвенского университета Йоханнес Бриардус подготовил аналитическую статью, в которой говорилось о том, что призы лотерей были честно добыты победителями по определению и не заслуживают порицания общества. Так лотерея была принята средневековым обществом.

Узнайте больше о лотереях в Средневековье из наших статей «Лотерея в стихах: средневековые розыгрыши в Брюгге» и «Родом из Брюгге: первая в мире лотерея». Читайте интересное о лотереях и не забудьте купить билет на удачу!

0 коментариев
Комментариев пока нет
Напишите, что думаете по поводу этой статьи